Концерт из цикла «Ключи от оркестра»

 Вся афиша, Концертный зал
Концерт из цикла «Ключи от оркестра»
Губернаторский симфонический оркестр
художественный руководитель и главный дирижёр
заслуженный деятель искусств России Илмар Лапиньш
в программе
Дж.Энеску. «Румынская рапсодия»
6+
Подробнее

В 20-м столетии и на исходе 19-го почти не было музыкантов-универсалов, таких, какие бывали в 18 веке: скрипач, отлично играющий на клавесине, сочиняющий музыку, умеющий при этом руководить хором и инструментальным ансамблем, заниматься педагогикой, читать лекции и играть на органе…Но оглядываясь на последние десятилетия прошлого века, листая пропыленные специфической библиотечной пылью газетные листы, неоднократно встречаешь настораживающее: «румынский Моцарт».Встречаются и портреты девятилетнего мальчика с маленькой скрипкой в руках.

Но вот газеты более позднего времени. И опять портрет того же, только повзрослевшего мальчика. Рядом — никаких превосходных степеней, а просто сухая информация о том, что румынский скрипач Джордже Энеску, двенадцати лет от роду, окончил одно из самых солидных, строго академических учреждений музыкального мира — Венскую консерваторию с медалью.

Год от года усиливается каскад заметок, рецензий, статей; затем — исследований, нотных тетрадей, партитур, монографий, обозначенных двумя этими, уже так волнующими словами: «Джордже Энеску». Да, это явление поразительное. Скрипач, композитор, дирижер, пианист, педагог, блестящий лектор, органист, музыкальный писатель, и все — на уровне высокого профессионализма. Так и кажется, что талант бурным потоком устремился с гор и вызвал к жизни и цветению великую силу музыкального искусства.

Событием первостепенного значения явилось сочинение в 1901 году Джорджем Энеску двух Румынских рапсодий для симфонического оркестра. В концерте прозвучит Первая.

Традиции рапсодического повествования о народной жизни, идущие от Листа, от его Венгерских рапсодий, продолжены Энеску. Он обратился не к фортепиано, а к оркестру, дающему возможности не только мелодического, но и тембрального воссоздания характера народной музыки. Рапсодия пронизана танцевальностью. Здесь и пламенная пляска, и пластические диалоги, и имитация своеобразных приемов игры лаутаров, и широко использованные интонации подлинной песни: «У меня есть лей, и я хочу его пропить».